kim373 (kim373) wrote,
kim373
kim373

Categories:

Кем же был для России Николай I — деспотом или ангелом-хранителем?


public-nikolaj-1

Никто лучше, как он, не был создан для роли самодержца, его внушительная величественная красота, величавая осанка, строгая правильность олимпийского профиля, властный взгляд — всё, кончая его улыбкой нисходящего Юпитера, всё дышало в нём земным божеством, всемогущим повелителем. Всё отражало в нем незыблемое убеждение в своем призвании — А.Ф.Тютчева (дочь поэта Ф.Тютчева, фрейлина Высочайшего двора)

Известно, что вопрос о роли личности в истории, а уж тем более лиц, обладавших абсолютной, самодержавной властью над миллионами своих подданных, относится к категории наиболее трудно и неоднозначно решаемых проблем. Прежде всего, характеристики исторических личностей интерпретируется по-разному их современниками и потомками. К тому же в контексте истории России это явление превратилось в своеобразную национальную традицию — обязательная неоднозначность оценки исторических деятелей.

Нет, единичные исключения, только подтверждающие общее правило, конечно, есть, но Николай I, о личности которого далее и пойдёт речь, к таким исключениям явно не относится.

Николай I Павлович родился 25 июня (годы жизни: 1796—1855) — император Всероссийский с 14 декабря (26 декабря) 1825 по 18 февраля (2 марта) 1855 года, царь Польский и великий князь Финляндский. Из императорского дома Романовых, Гольштейн-Готторп-Романовской династии.

Деятельность и жизнь императора России Николая I были настолько масштабны, что ни его современники, ни потомки не сумели дать однозначной оценки, так и не решив до сих пор, кем же он был для России — деспотом или ангелом-хранителем?

Его деяния неоднозначно оценивались уже современниками. Лица из ближайшего окружения, общавшиеся с ним в неформальной обстановке или в узком семейном кругу, как правило, отзывались о царе с восторгом: «вечный работник на троне», «неустрашимый рыцарь», «рыцарь духа»… Для нас особенно ценно отношение к императору самого знаменитого его современника А.С. Пушкина, которое, что опять-таки неудивительно, варьируется от

Его я просто полюбил:
Он бодро, честно правит нами;
Россию вдруг он оживил
Войной, надеждами, трудами

(стихотворение «Друзьям», 1828 года http://rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0423_36/1828/0454.htm)

до осторожной записи в дневнике: «Кто-то сказал о государе: «В нём много от прапорщика и немного от Петра Великого».

Николай I и Пушкин

С Александром I отношения у Пушкина не сказать, чтобы сложились. Юные годы Александра Сергеевича Пушкина прошли в опале. Император, правивший Россией с 1801 по 1825 годы, не любил поэта. Пушкин же просто презирал Царя, награждая гневными эпиграммами. Вот одна из них:

Воспитанный под барабаном,
Наш Царь лихим был капитаном:
Под Австерлицем он бежал,
В Двенадцатом году дрожал!

Зато он фрунтовой профессор!
Но фрунт герою надоел —
Теперь коллежский он асессор
По части иностранных дел.

Эта эпиграмма была написана уже в ссылке, в селе Михайловском, в 1825 году. В 1824 году полицией в Москве было вскрыто письмо Пушкина, где тот писал об увлечении «атеистическими учениями». Видимо разочаровавшись в идеалистическом атеизме Церквей имени Христа, он искал какие-то альтернативы в материалистическом атеизме, оказавшемся пустым, если судить по дальнейшему творчеству поэта, где незримо, как и в жизни чувствуется присутствие Всевышнего (см. статью о «Метели» http://inance.ru/2014/12/metel/). Как бы то ни было 8 июля 1824 года Пушкин был уволен со службы и сослан в имение своей матери. Провёл он там два года (до сентября 1826) — это самое продолжительное пребывание Пушкина в Михайловском, в течение которого он создал более 100 произведений.

О взаимоотношениях Николая I и Александра Пушкина ходит много легенд, вплоть до совершенно «жёлтых» о домогательствах Николая к Наталье Николаевне, коим верить право оставим охочим до таких дел.

Вернёмся к главному: 11 мая 1826 года Пушкин пишет письмо Николаю I:

Всемилостивейший государь!

В 1824 году, имев несчастие заслужить гнев покойного императора легкомысленным суждением касательно афеизма (атеизм — примечание ИАЦ), изложенным в одном письме, я был выключен из службы и сослан в деревню, где и нахожусь под надзором губернского начальства.

Ныне с надеждой на великодушие Вашего императорского величества, с истинным раскаянием и с твёрдым намерением не противуречить моими мнениями общепринятому порядку (в чём и готов обязаться подпискою и честным словом) решился я прибегнуть к Вашему императорскому величеству со всеподданнейшею моею просьбою.

Здоровье моё, расстроенное в первой молодости, и род аневризма давно уже требуют постоянного лечения, в чём и представляю свидетельство медиков: осмеливаюсь всеподданнейше просить позволения ехать для сего или в Москву, или в Петербург, или в чужие краи.

Всемилостивейший государь,
Вашего императорского величества верноподданный
Александр Пушкин.

<На отдельном листе приписка:>

Я нижеподписавшийся обязуюсь впредь ни к каким тайным обществам, под каким бы они именем ни существовали, не принадлежать; свидетельствую при сем, что я ни к какому тайному обществу таковому не принадлежал и не принадлежу и никогда не знал о них.

10-го класса Александр Пушкин.

11 мая 1826.

Как всем известно, Пушкин в Кишинёве стал масоном. Впрочем, он был лишь «учеником» претендентом в орден и находился на начальной ступени масонской иерархии, поэтому он не врал императору в письме о том, что не состоял в каком-то тайном обществе. К масонству он «приобщился» чисто номинально, ради интереса, просто потому, что это было модным поветрием тех лет. И тут интересны два противоречивых момента письма Пушкина Николаю I:

…обязуюсь впредь ни к каким тайным обществам, под каким бы они именем ни существовали, не принадлежать[/quote

…не принадлежал и не принадлежу и никогда не знал о них.

Пушкин будто специально разместил две логические ловушки в своём письме: как можно «впредь» не принадлежать, если не принадлежал? И как можно давать зарок не вступать, если они могут скрываться под любым именем? Очень занятные задачки.

И вот 18 сентября 1826 года встреча Государя Императора Николая Павловича и Александра Сергеевича Пушкина состоялась в Москве, в Чудовом монастыре.

Государь Император после той встречи с Пушкиным в Чудовом монастыре сказал одному из своих приближённых:

— Знаешь, что нынче я говорил с умнейшим человеком России?

— С кем же? — поинтересовался тот.

— С Пушкиным, — ответил Государь

С той поры Пушкин и Николай Первый оказались по одну сторону баррикады, возведённой в России духовными наследниками тех, кто пытался уничтожить Державу 14 декабря 1825 года. Николай Первый не только понял и оценил Пушкина и его значение для России, но он, вопреки истошному вою придворной «великосветской» толпы, как отметил биограф поэта С.Франк:

…по собственному, сознательному решению приобщил на равных правах с другими образованными Русскими людьми политически подозрительного, поднадзорного и, в силу этого, поставленного его предшественником в исключительно неблагоприятные условия Пушкина к Русской государственной жизни и даже, как казалось самому Государю, поставил в ней поэта в исключительно привилегированное положение…

Николай I не только возвращает из ссылки А.С. Пушкина, близкого друга наиболее видных и деятельных декабристов, открыто заявлявшего, что он является противником абсолютизма и сторонником конституционной монархии, но и становится его «личным цензором», причём гораздо более либеральным, чем официальная цензура того времени, да ещё и называет его «умнейшим человеком России». Хотя при этом М.Ю. Лермонтова ссылает на Кавказ за стихотворение «Смерть поэта» («На смерть Пушкина»), где изобличается уродливое нутро великосветской «элиты», а сам текст подобен оплеухе, которая, если бы не последовало ответа Императора, настроила бы всю эту толпу против государя же:

Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждёт;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

(советуем прочитать целиком — http://feb-web.ru/feb/lermont/texts/lerm06/vol02/le2-084-.htm)

Государь Император Николай Павлович и Русский гений Александр Сергеевич Пушкин стали соратниками по борьбе, смысл которой был в проведении Русской контрреволюции, направленной против чужебесия и западничества, внедрённых в Россию в начале XVIII века. Напомним, что первое достоверное известие о появлении первой масонской организации в России относится к 1731 году, когда великий мастер Первой великой ложи Англии, лорд Ловель назначил капитана Джона Филипса провинциальным великим мастером для России.

И светская «толпа забавная» ненавидела, как Царя, так и поэта примерно за одно и то же. Союз Императора и Поэта был похож на древний союз фараона Птолемея II Филадельфа, проведшего множество реформ в Египте, продвинувшего науку и экономику страны, и поэта и учёного Калимаха, оставившего более 800 произведений и трудившегося в Александрийской библиотеке (http://www.booksite.ru/department/center/vel/iki/yel/udi/13.htm).

Царь Николай I стал Самодержавным вождём Русской контрреволюции, а Поэт — её идеологическим вождём, её вдохновителем, её просветителем, её поистине блистательным, зовущим за собою широкие народные массы трибуном.

Полностью здесь

Tags: Россия, история
Subscribe

  • Бармаглот-4 (белорусские версии)

    Пераклады на беларускую мову Пераклад Дзяніса Мускога (2008) ЖАБЛАЦМОКІЯ Ў час верчавання, крыпезу Свюлiлi склiбкiя таўкi. Ды шкробныя, як…

  • Бармаглот-3 (украинские версии)

    Начало здесь и здесь. Украинские переводы Курзу-Верзу (пер. М. Лукаша) Був смажень, і швимкі яски Спіралили в кружві, І марамульки йшли…

  • Бармаглот-2 (“Jabberwocky”)

    Англоязычный оригинал Jabberwocky здесь БАРМАГЛОТ (пер. Д. Орловской) Варкалось. Хливкие шорьки Пырялись по наве, И хрюкотали зелюки, Как…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments