kim373 (kim373) wrote,
kim373
kim373

Categories:

БОГ НЕПТУН НЕ ЛЮБИТ УКРАИНУ. Глава 1. Рождение химеры (7)

Ялтинские соглашения 1992 года были призваны урегулировать кризис и снять напряжение на Черноморском флоте. Обе стороны пошли на политические уступки. Украина официально отказалась от своего начального постулата «что на моей территории, то мое» (а это 90% состава Черноморского флота), в ответ Б. Ельцин отказался от своего известного высказывания «никакой присяги Кравчуку не давать» и согласился делить флот 50/50 с переходным периодом до 1995 года. Однако нарушения с таким трудом достигнутого договора начались Украиной буквально на следующий день. Киев демонстративно продолжил самовольную приватизацию кораблей и береговых частей. Будучи не в силах обуздать алчные аппетиты Киева, Москва была просто вынуждена руководить Черноморским флотом самостоятельно, без утвержденного ранее в Ялте согласования своих действий с Украиной. В отместку Киев принялся пакостить по мелочам. К примеру, отказался признавать нового начальника штаба Черноморского флота вице-адмирала Святашова, однако, помешать вступить в должность, ему не смог. Одновременно прокуратура Украины принялась фабриковать уголовные дела по фактам продажи старых списанных кораблей и судов Черноморского флота, заключенных без ее согласия.

В начале 90-х годов, в эпоху т.н. «первичного накопления капитала», когда бандитизм по всей территории бывшего СССР просто зашкаливал, в Севастополе «поднялась» организованная преступная группировка бизнесмена и криминального авторитета Е. Поданева по прозвищу «папа». Разгромив своих конкурентов, и войдя во вкус власти, «папа» решил двинуть в большую политику и организовал Христианско-либеральную партию Крыма, насчитывавшую 168 тысяч членов. Идеологом партии стал отставной флотский политработник контр-адмирал С. Рыбак. Помимо него в руководящие структуры партии вошел и ряд офицеров высшего звена ВМС Украины. Так произошло сращивание командного состава ВМСУ с крымским криминалитетом. На учредительном съезде партии в Ялте над гостиницей, где заседали христианские либералы, в честь новой партии выписывали виражи самолеты ВМСУ. Но политического долгожителя из Е. Поданева не получилось. Свою бурную жизнь партийный лидер и друг украинского флота закончил в 1994 году от автоматной очереди на поминках другого крымского авторитета В. Башмакова.

[Spoiler (click to open)]

Интересно, что когда после убийства «папы» оперативники нагрянули на загородную виллу покойного, их поразила охрана особняка, которую составляли… морские пехотинцы ВМСУ, причем все как один в полной парадной форме. Похоронили же убиенного «папу» по требованию командования ВМСУ на знаменитом Братском кладбище Севастополя между… братской могилой моряков линкора «Новороссийск» и членами экипажа подводного атомохода «Комсомолец».

В 1991 году я был назначен старшим офицером пресс-службы Главнокомандующего ВМФ РФ. Тогда же мы начали формирование пресс-центров на флотах, в том числе и на Черноморском. Начальником пресс-центра ЧФ был назначен офицер-североморец капитан 1 ранга Андрей Лазебников, грамотный офицер и хороший товарищ. А. Лазебников много сделал для флота и для России, весьма активно он работал и по нейтрализации противоправной деятельности командования ВМСУ, извещал СМИ о захватах украинскими военнослужащими объектов Черноморского флота, организовывал пресс-конференции и всевозможные брифинги, на которых привлекал к  проблемам творимого ЯВМСУ беззакония внимание европейской и мировой общественности. Несколько раз он получал предупреждения, в т.ч. и от представителей ВМСУ. А утром 15 декабря 1993 года начальник пресс-центра Черноморского флота капитан 1 ранга Андрей Лазебников был убит выстрелами из огнестрельного оружия у двери своей квартиры в Севастополе. В 6.40 он, как обычно, вышел погулять с собакой, и был застрелен в спину в подъезде своего дома. Представитель президента Украины в Севастополе И. Ермаков квалифицировал преступление как политическое, хотя никаких реальных мер к поиску преступников не принял. При этом с первого дня одной из наиболее вероятных версий была именно версия мести А. Лазебникову со стороны ВМСУ, и близких к ним криминальных структур. К большому сожалению, убийство российского офицера не раскрыто до сегодняшнего дня. До 2014 года украинским властям, по вполне понятным причинам, было просто невыгодно докапываться до правды, которая могла привести следователей в штабные кабинеты ВМСУ и даже в минобороновские в Киеве. Ну, а теперь, спустя более двух десятков лет искать виновников уже бесполезно, так как время ушло.

К лету 1993 резко обострилась ситуация уже на самом Черноморском флоте. Люди устали прибывать в подвешенном состоянии. 17 июня в Москве, наконец-то, подписали соглашение о начале раздела флота, и события начали выходить из-под контроля, как Киева, так и Москвы. Сначала свыше 200 вспомогательных судов Черноморского флота самостоятельно подняли Андреевские флаги. Это всполошило президента Кравчука. Понимая, что остановить процесс не удастся, он в последний момент уговорил Ельцина, чтобы Андреевские флаги не поднимали хотя бы на боевых кораблях. При этом в разговоре нажимал на незаконность пребывания иностранных воинских формирований на территории Украины, говоря при этом, что флот с неопределенным статусом в эти правовые рамки не вписывается.

Тем временем, в Севастополе общефлотское офицерское собрание, на котором было решено большинством голосов в День ВМФ поднять Андреевские флаги на всех кораблях флота и перейти под юрисдикцию России. Сами флаги шили дома жены офицеров. Послушав Кравчука, Ельцин приказал командованию Черноморским флотом не допустить подъема Андреевских флагов. На этом данная инициатива черноморских офицеров и закончилась. Людей уговорили не обострять и без того не простую ситуацию.

При дележке Черноморского флота представители ВМСУ так же вели себя (мягко скажем) не слишком корректно. То они пытались выторговать себе что-нибудь сверх установленной нормы, то, отказывались подписывать акты приемки из-за каких-то мелочей и т.д. Так украинская сторона отказались принимать три полагавшиеся им по разделу подводные лодки, которые нуждались в ремонте, требуя себе самую новую. Чтобы не затягивать процесс расставания, Черноморский флот взамен передал ВМСУ ходовую подводную лодку Б-435 проекта 641, недавно отремонтированную, но без аккумуляторных батарей. Предоставить батареи штаб Черноморского флота просто не мог, так как единственная боеспособная на тот момент российская подводная лодка «Алросса» сама не имела аккумуляторов.

При разделе Черноморского флота Украине досталось немало очень хороших кораблей. Это были, в первую очередь, сторожевые корабли типа «Буревестник» (1135): «Беззаветный» (переименованный Киевом в «Днепропетровск»), «Безукоризненный» (переименованный в «Миколаев») и «Разительный» (переименованный в «Севастополь»). Судьба  всех трех сторожевиков (на Украине их причислили к фрегатам) была трагической. После поднятия украинских флагов в море они больше практически не выходили, а ржавели у причальной стенки и через несколько лет были проданы, как это обычно принято на Украине «по цене металлолома». При этом фрегат «Днепропетровск (бывший «Беззаветный») в 2005 году умудрились потопить во время буксировки в Черном море. Есть информация, что «утопление» произошло совсем не случайно. В Севастополе говорили, что определенные лица получили за это в виде компенсации неплохую страховку. По крайней мере, фотохроника гибели «Беззаветного» документально показывает, что на море никакого шторма в тот момент не было, а, наоборот, стоял полный штиль.


"Днепропетровск" (бывший "Беззаветный")




Былые дни: "Беззаветный идет напролом на американский крейсер (1988)

http://pda.kp.ru/daily/25836.3/2809165/



"Безукоризненный"...



и "Миколаiв"



Сторожевой корабль "Разительный"

Столь же печальная участь утопленника постигла и большой десантный корабль «Ровно», хотя его «систершипы» и сегодня вполне достойно служат в российском ВМФ. Ну, а несчастный ракетный катер «Умань» в один прекрасный день просто утонул у своего причала. По Севастополю ходил в то время грустный анекдот: «Как потопить украинские корабли? Раз плюнуть — спустить их на воду…»



БДК "Ровно"



Ракетный катер "Умань"

Некий офицер ВМСУ на сайте, посвященном украинскому флоту под «ником» «Доктор» несколько лет назад написал: «На кораблях (находящихся в ремонте — В.Ш.) отмываются деньги и бесследно исчезают, а ремонт стоит на месте. За уже выделенные средства можно было бы новые единицы построить, а так — только командир «Запорожья» третью иномарку сменил, да все круче и круче.

Символичной была передача Украине отошедшей ей, согласно ялтинских договоренностей, Крымской военно-морской базы. Перед тем, как покинуть Донузлав, на холме, возвышающемся над базой, российские моряки установили деревянный крест, аналогичный сельским погостам, на котором написали названия и номера всех оставленных кораблей. Через весьма короткое время украинские военморы этот крест снесли.

Весьма непорядочно повели себя украинские власти с подачи командования ВМСУ, когда из-за увольнения в запас матросов срочной службы командование Черноморского флота начало их доставку в Севастополь из России, Киев демонстративно запретил въезд на свою территорию российских призывников. Пришлось их доставку в Севастополь организовать по морю из Новороссийска. Однако по приказу Киева балаклавские морские пограничники вышли на перехват идущих с призывниками на борту транспортов. Но обломались, так как транспорта находились под надежной охраной боевых кораблей Черноморского флота. Ограничившись демонстративным наведением орудийных стволов, украинские пограничники ретировались, понимая, что в случае начала артиллерийского боя, будут уничтожены в течение минуты.

Особую ненависть и украинские политики, и командование ВМСУ всегда питали к российской морской пехоте, страшась ее боеспособности и решимости в отстаивании российских интересов. Именно поэтому на протяжении нескольких лет Союз офицеров Украины с достойной удивления настойчивостью домогался вывода морской пехоты Черноморского флота за пределы Украины. Одновременно украинцы начали спешно формировать свою морскую пехоту, как противовес нашей. Уже в 1994 году в крымском поселке Тыловое был сформирован 1-й отдельный батальон морской пехоты (для пущей важности им присвоили эмблему с оскалившимся волком). Чтобы батальон мог в случае необходимости действовать не только против моряков-черноморцев, но и против местных жителей его укомплектовали выходцами из Западной Украины.

К 1997 году у ВМСУ еще не было сформировано ни одного полноценного соединения кораблей, но зато уже была целая бригада морпехов и спецназ, что наглядно демонстрирует, против кого, в первую очередь, собирались воевать украинские моряки.

24 марта 1999 года соглашения были ратифицированы Верховной Радой Украины. 18 июня 1999 года соглашения ратифицированы Госдумой РФ. Соглашения вступили в силу 12 июля 1999 года. На кораблях российского Черноморского флота был поднят исторический Андреевский флаг.



via

Tags: ВМФ, Крым, Украина, уже история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments