kim373 (kim373) wrote,
kim373
kim373

«Встреча, которая не состоялась?» – Блаженнейший Святослав



Встреча Папы Франциска и Патриарха Кирилла завершилась подписанием Совместной декларации, которая вызвала неоднозначные реакции со стороны общественности и представителей Церквей Украины.

Своими впечатлениями о встрече в целом и самом документе в частности, с нами поделился Блаженнейший Святослав, Глава УГКЦ.

Ваше Блаженство, поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями от встречи Папы Франциска и Патриарха Кирилла. Что скажете о Совместной декларации, которую они подписали?

Из нашего многолетнего опыта можно сказать: когда Ватикан и Москва организуют встречи или подписывают какие-то совместные тексты, то нам нечего ожидать от этого чего-то хорошего. Сначала я бы хотел сказать кое-что о встрече Папы с Патриархом Кириллом, а уже потом прокомментировать текст заявления.

Сразу бросается в глаза, особенно в их комментариях по завершении встречи, то, что они находились совершенно в двух разных измерениях и ставили перед собой разные задачи. Святейший Отец Франциск пережил эту встречу прежде всего как духовное событие. Он начал свое слово с того, что мы, католики и православные, разделяем одно и тоже Крещение. Встречаясь, он искал Святого Духа и получил Его поддержку. Он подчеркнул, что единство Церквей достигается тогда, когда шагаем вместе совместным путем, и хотел, чтобы эта встреча стала его началом. Патриарх Московский сразу дал почувствовать, что для него ни о Духе, ни о богословии, или действительно религиозных вещах речи не идет. Чисто политика. Никакой совместной молитвы, подчеркнуто официальные фразы о «судьбах мира» и аэропорт как нейтральная, то есть нецерковная, среда. Такое впечатление, что они находились в двух параллельных мирах. Или эти параллельные действительности пересеклись во время этой встречи? Не знаю, но математика учит, что параллельные прямые не пересекаются.

Настоящее удивление, уважение и благоговейный трепет вызывает смирение Папы Франциска, настоящего «страдающего Слуги Господня», который стремится к одному: свидетельствовать Христово Евангелие современному человеку, быть в мире, но остаться Христовым, иметь смелость быть «не от мира сего». Поэтому я призываю всех не спешить его осуждать, не оставаться на уровне действительности тех, кто ищет в этой встрече только политику и за всякую цену хочет использовать покорного папу для своих человеческих планов. Если мы не войдем в духовную действительность Святейшего Отца Франциска и не почувствуем здесь вместе с ним действия Духа Святого, то останемся в плену князя мира сего и его последователей. Тогда для нас эта встреча будет такой, что произошедшей, но не состоявшейся.

Когда речь идет о подписанном тексте Совместной декларации, то, в целом, он положительный. В нем затронуты вопросы, которые являются общими для католиков и православных и открывают новые горизонты для сотрудничества. Советую всем увидеть эти позитивы.

Хотя те пункты, что касаются Украины в целом и УГКЦ в частности, у меня вызвали больше вопросов, чем ответов.

Было официально сообщено, что этот документ является плодом труда митрополита Илариона (Алфеева) с православной стороны и кардинала Курта Коха и Папского совета по делам единства между христианами – с католической. Для документа, который должен быть не богословским, а, фактически, общественно-политическим, более слабой команды для его составления невозможно было себе представить. Упомянутый Папский совет компетентен в богословских вопросах в отношениях с различными христианскими Церквами и общинами, но отнюдь не в делах международной политики, особенно деликатных вопросов российской агрессии в Украине. Поэтому заданный характер документа был ей явно не под силу. Этим и воспользовался Отдел внешних церковных связей РПЦ, который, как никто, является инструментом дипломатии и внешней политики Московского Патриархата.

Кстати, я, как Глава Церкви, являюсь официальным членом Папского совета по делам единства между христианами, утвержденным еще Папой Бенедиктом. Однако меня никто не просил высказать своего мнения и, по сути, как это было и раньше, говорили о нас – без нас, не дав нам голоса.

Возможно, что Апостольский нунций в Украине поможет нам понять «темные места» этого текста и объяснит позицию Ватикана там, где она, на наш взгляд, не вполне четко сформулирована.


[Spoiler (click to open)]Однако пункт 25 Декларации с уважением говорит о греко-католиках и, по сути, УГКЦ признается субъектом межцерковных отношений между Католической Церковью и Православными Церквами.

Да, вы правы. Вроде бы не отрицают наше право на существование. На самом деле, для того чтобы существовать и действовать, мы не обязаны ни у кого спрашивать разрешения. Новым акцентом здесь, бесспорно, является то, что Баламандское соглашение 1994 года, которое до сих пор использовал митрополит Алфеев, чтобы отрицать наше право на существование, теперь используется для его утверждения. Всегда, говоря об отказе от «униатизма», как метода объединения Церквей, Москва требовала от Ватикана почти что запрета на наше существование и ограничение нашей деятельности. Даже больше, это требование в ультимативном порядке ставили как условие для самой возможности встречи Папы и Патриарха. Когда-то нас обвиняли в «экспансии на канонической территории Московского Патриархата», а теперь за нами признают право заниматься нашими верными везде, где они этого требуют. Я предполагаю, что это касается также и территории Российской Федерации, где сегодня мы не имеем возможности юридического свободного существования, территории аннексированного Крыма, где нас «перерегистрируют» по российскому законодательству, фактически ликвидируют.

Такая смена акцентов, безусловно, является позитивной, хотя ничего существенно нового не говорит. Обнадеживающим является призыв к тому, что «православные и греко-католики должны примириться и найти взаимоприемлемые формы сожительства». Мы давно об этом говорили, не один раз с этим лозунгом обращались к братьям православным и Мирослав Иван Кардинал Любачевский и Блаженнейший Любомир, но ответа не было. Надеюсь, что мы в Украине сможем развивать двусторонние отношения с УПЦ, двигаясь в этом направлении без вмешательства Москвы.

А как вы прокомментируете этот тезис: «Призываем все стороны конфликта к благоразумию, общественной солидарности и деятельного созидания мира. Призываем наши Церкви в Украине трудиться над достижением общественной гармонии, воздержаться от участия в противостоянии и не поддерживать его дальнейшего развития»?

Вообще хочу сказать, что пункт 26 настоящей Декларации является наиболее противоречивым. Создается такое впечатление, что Московская патриархия или упорно не признается в том, что является стороной конфликта, то есть открыто поддерживает агрессию России против Украины, подобно тому как, кстати, и освящает военные действия России в Сирии как «священную войну», или обращается прежде всего к своей совести, призывает саму себя к благоразумию, общественной солидарности и деятельного созидания мира. Не знаю... Само слово «конфликт» здесь является темным и скорее склоняет читателя думать о том, что у нас есть «гражданский конфликт», а не внешняя агрессия соседнего государства. Сегодня общеизвестным является тот факт, что если бы на украинскую землю из России не прибывали ее военнослужащие и не поставлялось тяжелое оружие, если бы РПЦ освящала не идею «русского мира», а передаче Украине контроля над ее собственными границами, то нет аннексии Крыма, ни этой войны вообще бы не было. Именно такой общественной солидарности с украинским народом и деятельного созидания мира мы ожидаем от подписантов этого документа.

Несколько мыслей хотел бы высказать по поводу фразы относительно поощрения Церквей в Украине «трудиться над достижением общественной гармонии, воздержаться от участия в противостоянии и не поддерживать его дальнейшего развития». Церкви и религиозные организации в Украине никогда не поддерживали войны и постоянно трудились над общественным согласием и гармонией. Достаточно лишь поинтересоваться тематикой обращений Всеукраинского совета Церквей и религиозных организаций за последние два года.

Зато призыв не принимать участия в противостоянии и не поддерживать его развитие почему-то мне очень напоминает обвинения митрополита Иллариона, которым он атаковал «украинских раскольников и униатов», обвиняя нас чуть ли не в том, что мы являемся причиной войны на Востоке Украине, а нашу гражданскую позицию, которую мы занимали согласно социальному учению Католической Церкви, – поддержкой лишь одной из «сторон участников противостояния».

По этому стремлюсь утверждать такое. УГКЦ никогда не поддерживала и не пропагандировала войны. Зато мы всегда поддерживали и будем поддерживать народ Украины! Мы никогда не были на стороне агрессора, зато находились с нашими людьми на Майдане, когда их убивали носители «русского мира». Наши священники никогда не брали в руки оружия, в отличие от того, как это случалось с другой стороны. Наши капелланы, как строители мира, мерзнут вместе с нашими солдатами на передовой и своими руками выносят раненых с поля боя, вытирают слезы матерей, которые оплакивают своих убитых детей. Мы занимаемся ранеными и пострадавшими в результате боевых действий, независимо от их национального происхождения, религиозных или политических убеждений. Сегодня, как уже в который раз, складываются обстоятельства так, что наш народ не имеет другой защиты и спасения, кроме своей Церкви. Именно пастырская совесть зовет нас быть голосом этого народа, будить совесть мирового христианского сообщества даже тогда, когда этого голоса не понимают или им пренебрегают религиозные лидеры современных Церквей.

Ваше Блаженство! Или сам факт, что Святейший Отец подписал такой нечеткий и двусмысленный документ, не пошатнет уважение к нему среди верующих УГКЦ, для которой единство с преемником апостола Петра является неотъемлемой частью ее идентичности?

Бесспорно, этот текст вызвал глубокое разочарование среди многих верующих нашей Церкви да и просто неравнодушных граждан Украины. Сегодня много кто обращался ко мне по этому поводу и говорил, что чувствует себя преданным Ватиканом, разочарованным половинчатостью правды в этом документе и даже косвенной поддержкой со стороны Апостольской Столицы агрессии России против Украины. Я, конечно, понимаю эти чувства.

Однако я призываю наших верных не драматизировать этой Декларации и не преувеличивать ее значение для церковной жизни. Мы пережили не одно подобное заявление, переживем и это. Нам нужно помнить, что наше единство и полное общение со Святейшим Отцом, наследником апостола Петра, не является предметом политического соглашения, дипломатической конъюнктуры, или четкости некоего текста Совместной декларации. Это единство и общение с Петром наших дней является предметом нашей веры. Это к нему, Папе Франциску, и к каждому из нас говорит сегодня Христос в Евангелии от Луки: «Симон, Симон! Вот сатана хотел просеять вас, как пшеницу, но я молился за тебя, чтобы вера твоя не ослабла, и когда ты обратишься, утверждай братьев твоих».

Именно за это единство с Апостольским Престолом отдали свою жизнь и запечатали своей кровью мученики и исповедники веры нашей Церкви ХХ века. Как раз вспоминая 70-ю годовщину Львовского псевдособора, черпаем в них силы этого свидетельства, их жертвы, которая для нашего времени иногда выглядит камнем преткновения, – камнем, который строители международных отношений часто отвергают, но именно этот Христов камень веры Петровой Господь поставит краеугольным камнем будущего всех христиан, и удивительное оно будет в наших глазах!


перевод с украинского

via

Досадная ошибка Папы Франциска


Папа встретился в Гаване с Кириллом Гундяевым, который называет себя московским патриархом не для того, чтобы обратить его ко Христу, не для того, чтобы убедить этого гундяева покаяться, не для того, чтобы отвлечь его от лицемерия, но для того, чтобы помочь гундяеву и гундяевцям дальнейшем изображать христиан.

Папа настолько растерялся, что даже подписал с этим фарисеем совместную "декларацию".

В 26 пункте этой "декларации" Папа и Гундяев отмечают: "Болеем по поводу противостояния в Украине... Призываем все стороны конфликта к благоразумию, общественной солидарности и деятельного созидания мира. Призываем наши Церкви в Украине трудиться над достижением общественной гармонии, воздержаться от участия в противостоянии и не поддерживать его дальнейшее развитие".

То есть Папа за подстрекательством московского чиновника Гундяева призывает нас к гармонии с оккупантами, убеждает нас воздержаться от противостояния слугам сатаны, покинуть оборону.

Папа до сих пор не посетил Украину, чтобы поддержать и благословить защитников Европы от безбожной азиатской орды. Теперь понятно почему: он не понимает ни мира, в котором живет, ни лицемерия московской "церкви".

Укранские католики должны были бы помочь ему прозреть.

http://zaxid.net/news/showNews.do?prikra_pomilka_papi_frantsiska&objectId=1382619

Tags: audiatur et altera pars, РПЦ, католичество, мои переводы, свидомизм, униатство, христианство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments