kim373 (kim373) wrote,
kim373
kim373

Categories:

Рим. Виа Кончилиационе. Имперский Стиль

Оригинал взят у sergpodzoro в Рим. Виа Кончилиационе. Имперский Стиль
Оригинал взят у sergpodzoro в Рим. Виа Кончилиационе. Имперский Стиль
Имперский Стиль, так я его окрестил сам для себя.
Он есть и в Берлине, и в Москве, и в Нью-Йорке, и в Лондоне, и в Будапеште, и в Бухаресте...

А это Имперский Стиль Рима...

от питерской Анаис культурной дивы и ценительницы архитектуры.

Это будет наш последний снос. А последний снос должен быть ударным :(
Вот такой пейзаж предлагается к осмыслению:


Это улица Кончилиационе, ведущая от площади Святого Петра


к набережной Тибра и замку Святого Ангела.


Это фрагмент той части города, которая зовётся Борго. До 1936 года на этом месте находились две улицы - Борго Веккьо и Борго Нуово. Между ними был застроенный домами массив - перемычка, "хребет" Борго.
Вот как выглядела местность в 1875 году, с высоты собора Святого Петра.


А вот так "просматривался" собор со стороны набережной (фотография 1927 года интересна ещё и тем, что запечатлела наводнение в Риме. При желании можно найти пейзаж и без воды на тротуарах ;)).


А дальше произошло тут некое политическое действо с участием светских и духовных лиц (в том числе, видимо, будущего римского папы Пия XII). Виа Кончилиационе - улица Примирения - это, в общем-то, улица имени Латеранских соглашений. И вопрос всякой перестройки перед площадью Святого Петра был вопросом об архитектурном оформлении границ Ватикана.
Так что версия, согласно которой Муссолини, открывавший в апреле 1934 года парк у раскопанных рвов замка Святого Ангела, придумал это внезпно и в одно рыло, увидев "жалкий въезд в Борго" и решив, что не подоюает быть таким подъезду к главному христианскому храму в возрождённом Риме, несколько упрощает ситуацию ;) Ватикан и его архитекторов, похоже, поставили перед фактом в последний момент, когда проект был уже утверждён и дата начала сноса назначена.

Вот, кстати, и сами рвы у замка - мне их не придётся уж никуда приткнуть - времени не хватает :( Пусть тут повисят.


А архитекторы Марчелло Пьячентини и Аттилио Спаккарелли, поначалу ругавшиеся по этому вопросу и имевшие альтернативные проекты перестройки Борго, в 1936 году уже пришли к соглашению и представили совместный проект.
Модель будущей улицы была выставлена в замке Святого Ангела в июне 1936 года.


На этом макете внимания заслуживает одна деталь: колоннада поперёк новой улицы, перекрывающая прямой доступ и обзор на площадь:


Потому что широкая перспектива с видом на собор, которую мы нынче имеем, тому же Бернини была сто лет в обед не нужна. Потому что площадь Святого Петра изначально должна была открываться взору внезапно, во всём своём величии... Вот и придумали такую величественную преграду, с позволения сказать, "благородное средостение" - границу Ватикана.
Работы по сносу "хребта", закрывавшего обзор на собор и площадь, начались 29 октября 1936 года (как обычно - приехал дуче, вдарил киркой по зданиям, и понеслась...)
Далее на фотографиях - одно и то же место.
Январь 1937 года


Март 1937 года.


Там была площадь... Вот, и площади больше нет (на площади был фонтан, фонтан унесли и переставили, цел до сих пор.).


8 октября 1937 года, меньше, чем через год после начала работ, хребет Борго исчез с лица Рима.
Муссолини, архитекторы и прочие официальные лица на месте проведения работ 8 октября 1937 года.


Архитекторы что-то там втолковывают дуче.




Было:


Стало (фото марта 1945 года)


А что сталось с нашим благородным средостением, которое планировалось вот таким?


Ну прям вот таким вот! (Самое время вспомнить колоннаду между музеями в ЭУРе и кучу ещё других колоннад...)


Дело дошло до установки макета в натуральную величину (недешёвое удовольствие).
Вот он в декабре 1938 года:


Колонны были на колёсах, предполагалось, что их можно подвигать ближе-дальше, скорректировать проект... Но, установив и узрев сие "в реале", их тут же разобрали и больше не вспоминали.
Здания, стоявшие по обе стороны улиц Борго Веккью и Борго Нуово, пришлось двигать - что-то сносить, что-то (признанное особо ценным) разбирать, перемещать и собирать заново (выходило не всегда то, что было до разборки).
Середина 1940-х.


Работы были прерваны войной, однако... проект Спаккарелли-Пьячентини был осуществлён полностью. В 1950 году.
Улица Кончилиационе на открытке 1950 года.


Стелы, стоящие вдоль всей улицы, предусмотренные проектом, были установлены именно тогда. И стоят до сих пор.
И это доовльно интересный момент - без скандала доделка улицы не обошлась, и в прессе обсуждался факт: через семь лет после свержения Муссолини в самом центре Рима продолжаются работы по плану, лично им одобренному... Но проект был доведён до конца.
Вот так выглядит улица Кончилиационе с замка Святого Ангела.


Очень характерные эти здания, выходящие на него фасадами:




Да, в общем, и по самой Кончилиационе сильно узнаваемое стоит:


На третьей фото сверху виден перебранный и передвинутый палаццо Торлония (светлый такой), на здании бывших казарм - чудом уцелел и пережил сносы фонтанчик с драконом:


И там же, в двух шагах - на углу капитолийская волчица с зачищенным "XXII годом фашстской эры" - 1942-м, и тремя несколько обуродованными, но вполне узнаваемыми фасциями.


Иногда мне кажется, что нынешний Рим - это вообще что-то не то, что о нём обычно думают ;)

via



Tags: Европа, фото
Subscribe

  • Образчики русофобии. 20.02.21

    Доброго времени суток, камрады! С недосубботой вас! Кляты москали сегодня работают, совмещая это безобразие со скромными корпоративами за три…

  • О чём не узнал пан Щепаньский.

    В Польше есть свои герои, но о том, что, освобождая Польшу, сложили головы 600 тысяч наших солдат, про это сейчас не любят вспоминать, а лишь…

  • Плевки за гонорар. Кто и зачем финансирует русофобов

    Недавний скандал с Гасаном Гусейновым, полившим грязью русский язык, помимо миллионов постов ругани, тысяч обвинительных и оправдательных статей,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments