kim373 (kim373) wrote,
kim373
kim373

Categories:

Философские истоки и смысл путинизма

Из под свидомого пера:

В 1937 году философ Николай Бердяев издал книгу «Истоки и смысл русского коммунизма». Прошли десятилетия, и Россия снова выдает миру непостижимую и загадочную для многих политику и идеологию (не зря, наверное, поэт писал, что «умом Россию не понять»!). Речь идет о путинизме.


Что под этим мы понимаем? Прежде всего определенный тип политики, которую не так давно Ангела Меркель и ее европейские и американские коллеги квалифицировали как регрессивную, присущую еще XVIII веку, когда стремление добиваться желаемых результатов основывалось на аргументе силы и проводилось с позиций силы. Острие путинизма нацелено прежде всего на формирование специфической внутренней политики, направленной на воссоздание неоимперии на просторах бывшего СССР. Отсюда неоколониальные войны на окраинах советской империи, информационно-психологические войны, направленные против независимых и проевропейских движений в бывших республиках Союза. Путинизм — это «старый-новый» российский империализм, новая биполярность мира, новое противостояние Востока и Запада. В свою орбиту империя Кремля, потеряв возможность контроля над Восточной Европой в виде «соцлагеря», стремится втянуть Восток (исламские страны, Китай, Индию). В конце концов, путинизм — это явление, которое может стать прологом Третьей мировой войны и катастрофы человечества.

Путинизм — очень серьезный исторический и цивилизационный вызов для всего современного мира. Поэтому таким важным является понимание его сути, не в последнюю очередь из философских предпосылок путинизма как новейшего российского империализма. При анализе некоторых работ о путинизме складывается впечатление, что в 2008 году вдруг в российских элитах с бухты-барахты появилась идея возвращения «блудной» Украины к совместному существованию в лоне Великороссии. И произошло это, в частности, потому, что правящая российская элита и лично действующий президент. В. Путин оценили проект «государство Украина» как провальный. И якобы даже еще тогда реальной угрозы реинтеграции Украины до общего пространства новой/старой российской империи не было. Решающий момент наступил, когда события Революции Достоинства поставили Кремль перед фактом выхода Киева из-под его контроля и из зоны прямого влияния. И именно «благодаря» путинской политике в отношении непокорной Украины спорадическое наказание непослушных окрестностей превратились в целостную идеологию неоимпериализма Кремля — путинизм.

С такими внешне верными утверждениями все же нельзя согласиться. На самом же деле философия и идеология путинизма сформировалась значительно раньше. Фактически в недрах постсоветского революционного общества зрела контрреволюция. И было лишь вопросом времени, кто станет лицом этого неоимперского «бренда». Идейно вся эта ситуация готовилась значительно раньше прихода В. В. Путина к власти. И не последнюю роль в процессе неоимериализации России сыграли российские интеллектуалы, в частности, философы.

[Spoiler (click to open)]В той час, когда в СССР началась перестройка, а затем «парад суверенитетов», на обочине этих процессов почти незаметно зрело и разрасталось другое направление общественной мысли и движения, основной идеей которого была не просто реабилитация царской России с ее «самодержавием, православием и народностью», а и с проектами практического возврата в то «прекрасное далеко».

Одним из тех, кто фактически до появления самого Путина на политической арене готовил философский переход к путинизма в России (идеологию которого можно втиснуть в емкую формулу «наше впереди — все позади»), был известный советский философ Арсений Гулыга. В 1995 году в самый расцвет революционного процесса на постсоветском пространстве (а горбачевская перестройка и последующий «парад суверенитетов», период «раннего» Ельцина были демократической и национально-освободительной революцией в СССР) А. Гулыга выдает интересную и обстоятельную работу «Русская идея и ее творцы», которую правильнее и точнее было бы назвать «Русская имперская идея и ее творцы». В этом труде автор приходит к выводу, что наиболее эффективной и жизнеспособной для России была и может стать в будущем «русская идея» в форме «православие, самодержавие, народность». Показательным в этом плане является следующее утверждение: «Самым большим злом для государства является слабость. Россия всегда была сильна своим государством. На нас без конца нападали; нападение отражало государство, оберегая независимость и свободу. Казаки раздвигали пределы русской земли. Но всегда хранили верность престолу и вере, знали, что за их спиной стоит государство, оплот которого составляет русская нация. Русские не создавали колоний, не уничтожали местное население; возникали новые края с равными правами. Русскому государству по писаной истории — тысяча лет, на самом деле оно много старше. Наш долг перед предками — не допустить развала России, воссоздать национальную государственность». А вот что А. Гулига вкладывает в понятие «российской государственности»: «Мы — русские. Россия — это не только Великороссия, Малороссия и Белоруссия, но также и Новороссия, Червоная Русь, казачьи земли на юге и востоке, земли, освоенные русским трудом и не уступленные по договору другому государству (как была продана Аляска). Все территориальные акты коммунистов и посткоммунистов, искромсавшие Россию, являются незаконными и недействительными». Как видим, еще в конце ХХ века формировались угрозы не только для Украины. (Не стоит удивляться, если возникнет в путинской России движение «Аляска — наша!»). Итак, самодержавие и народ едины! А вот про православие: «Православная религия — стержень русской культуры... Русская идея укоренена в православии». Именно воинствующее православие наиболее ценится и в одной из любимых гулыговских философов-эмигрантов Ильина, который, кстати, является и самым любимым философом Путина. Вот что пишет о задачах православия Ильин: «...Первое, что возродится в нас, — будет религиозная и государственная мудрость восточного Православия и особенно русского Православия. ...Проглянет древняя мудрость и сила, которая вела наших предков и строила нашу святую Русь! В поисках этого видения, с мыслью и любовью обращаюсь к Вам, белые воины, носители православного меча, добровольцы русского государственного тягла! В вас живет православная рыцарская традиция, вы жизнью и смертью утвердились в древнем и правом духе служения; вы соблюли знамена русского Христолюбивого Воинства».
В тех самых уже далеких 1990-х закладываются идеи об исключительных заслугах россиян в победе над фашизмом, которые так упорно и скандально провозглашал Путин недавно. Не верите? А. Гулыга пишет: «Большевизм и борьба с фашизмом оплачены в первую очередь русской кровью».



Интересна и характеристика автора периода перестройки и распада СССР: «Сегодня родина в беде. Как и три с половиной века назад, Россия ввергнута в смуту. Народ бедствует, страна расчленена и подавлена иноземцами и мнимыми русскими (говорят и пишут по-русски, а мыслят и ведут себя как враги России). В ходу иноземные деньги, на экране — чужая речь».

Показательно рабочее название книги А. Гулыги: «Философия грядущего», и он базирует свои выводы на глубоком знании работ «столпов» российской культуры и философии — Достоевского, Вл. Соловьева, Федорова, Розанова, Булгакова, Лосского, Вышеславцева, Ильина, Карсавина и других выдающихся личностей русской культуры, солидаризируясь с ними в вопросах развития «великой России».


Среди идеологов «прекрасного прошлого» на сегодняшний день выделяются два лагеря: те, кто за империю без опоры на наследие СССР, и те, кто считает, что вся история имперской России, включая ее ипостась в виде тоталитарного Советского Союза имеет огромное значение. К этому лагерю присоединились сегодня и те, кто не смог перенести «горечь потери СССР» («Какую страну мы потеряли!»). Указанные выше течения в итоге подмыли слабый фундамент демократической России и на поверхность вывели обновленную империю Кремля. Следовательно, считать современную неоимперскую действительность России вместе с ее идеологическим дискурсом персональным изобретением и «заслугой» Путина является ошибочным.

При некоторых различиях все же основные идеи этих двух лагерей философии путинизма (шире — российского неоимпериализма) совпадают. Выше приводилась характеристика демократической антитоталитарной революции А. Гулыгою. А вот оценка постсоветского периода Сергеем Кара-Мурзой: «Россия вынырнула после «демократической революции» в виде обрубка». Виновными в «гибели советской цивилизации» как ипостаси цивилизации России конечно же называется Горбачев и вся команда демократов, которые привели к краху «великой России». И если А. Гулыга полностью солидаризируется с русскими философами-эмигрантами в видении большевизма и СССР как катастрофы «святой Руси», то С. Кара-Мурза наоборот убеждает, что СССР — логичное продолжение Российской империи, к тому же не менее ценное и достойное воспроизведения, нежели она, ибо оно и есть, собственно, та же империя, но в другом «формате», который больше отвечает вызовам ХХ века. Конечно же, как и «старые» философы-идеологи Российской империи, новые считают «русский народ-богоносец» главной ценностью и носителем «величия государства Российского» во всех его исторических формах. С. Кара-Мурза не краснея, как и А. Гулыга, утверждает, что здесь никогда не было геноцида и этноцида, этнических чисток и планомерной насильственной ассимиляции. И вот в конце 80-х годов ХХ века механизм «безболезненного» объединения в единый народ начинает переживать кризис под действием ударов извне. Процесс распада СССР и воссоздания независимых государств на основе его республик автором оценивается как катастрофа. Отсюда уже остается полшага не только к «Крымнаш», но и «Украина — наша»!

Подобными работами была подготовлена почва, и на нем как грибы после дождя начинают вырастать Киселевы, Соловьевы и иже с ними, имя которым сегодня — легион!
Итак, путинизм — это не новость для России (кто бы сомневался, тоже мне, бином Ньютона - прим. перев.). Это новое лицо старой империи, любовно выращенное (викохане) русской культурой, в частности и целой философской традицией определенного направления. Путинизм является сегодня страшной проблемой не только в сознании россиян, а и Украины, а вместе с ней и мирового сообщества.

Перевод с украинского


Ирина Грабовская, «День»

Tags: audiatur et altera pars, Путин, Путинслил, Россия, Украина, зазеркалье, инопресса, медведи с балалайкой, мои переводы, свидомизм, советология, точка зрения, философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments