kim373 (kim373) wrote,
kim373
kim373

БОГ НЕПТУН НЕ ЛЮБИТ УКРАИНУ. Глава 7. ПОДВОДНАЯ ЛОДКА В СТЕПЯХ УКРАИНЫ (2)



Памятник С. Джевецкому в одесском парке Победы. Авангардно!

Итак, подводного флота на Украине уже нет, не предвидится его и в отдаленном будущем. Зато на Украине есть день моряка-подводника! Из сообщений одесской прессы: «День моряка-підводника в Одесі відзначили офіційною церемонією покладанням квітів та вінків до пам’ятника Стефану Джевецькому, що в парку Перемоги. Ветерани-підводники, українські військові моряки та небайдужі одесити вшанували пам’ять видатного конструктора і винахідника, який створив у XIX ст. перший в Україні підводний човен та випробував субмарину на одеському рейді. Слід зазначити, що з року в рік у цей день ветерани-підводники і моряки зустрічаються для того, щоб згадати минуле, дні своєї служби і бойових друзів. Окрім цього, на Алеї Слави в Центральному парку культури і відпочинку імені Т. Шевченка також пройшли офіційні урочистості з нагоди Дня підводника. Там зібралися ветерани-підводники, учні шкіл, громадськість міста. Від імені командування національних ВМС ветеранів-підводників привітали представники управління по роботі з особовим складом командування флоту капітан 1 рангу Олександр Веретельников та полковник запасу Олег Найда, вручивши ветеранам грамоти та вітальні адреси. У свою чергу ветерани-підводники розповіли учасникам мітингу про особливості служби на підводних човнах, героїчну долю одеситів контр-адмірала Миколи Луніна і капітана 3 рангу Олександра Маринеско, поділилися спогадами про свої бойові будні під час служби в підводних силах флоту. По завершенні мітингу присутні поклали вінки і квіти до пам’ятних меморіалів загиблих екіпажів підводних човнів».





Потопление "Вильгельма Густлоффа" подводной лодкой С-13 под командованием А.Маринеско

Казалось бы, установили украинцы свой праздник и празднуйте, нам-то какое дело! Однако в Киеве не хватило ума даже приурочить дату нового праздника к какому-то событию, хоть как-то связанному с Украиной. Пусть хотя бы к тому же 3 августа, чем не украинский день моряка-подводника! Но, то ли в Киеве плохо искали, то ли, наоборот, искали хорошо, но просто ничего в анналах украинской истории особо достойного не нашлось. Но по какой-то причине свой день украинского подводника Киев полностью слизал со дня российского подводника, к которому Украина не имеет абсолютно никакого отношения. Празднование дня российского подводника на Украине напоминает мне празднование в советские времена совершенно чуждого дня взятия Бастилии или дня освобождения Африки. Напомню, что дата дня моряка-подводника была выбрана в России в связи с событием, произошедшим 19 марта (по старому стилю 6 марта) 1906 года. Тогда по указу императора Российской империи Николая II в классификацию судов военного флота был включен новый класс боевых кораблей — подводные лодки, а в состав Российского флота включены 20 подводных лодок «Форель», а также построенные к тому времени субмарины типов «Касатка», «Сом» и «Осетр». Об этом событии свидетельствует приказ по морскому ведомству России № 52 от 24 марта 1906 года, подписанный лично морским министром адмиралом А.А. Бирилевым. В этом приказе, в частности, говорилось: «Государь Император (император Николай II — В.Ш.), в шестой день марта сего года, Высочайше повелеть соизволил… включить в классификацию корабельного состава флота подводные лодки». 9 апреля (27 марта) того же года указом № 27614 был учреждён учебный отряд подводного плавания при порте Императора Александра III в Либаве. С той поры в Российской империи и появился новый праздник «День моряка-подводника», однако после Октябрьской революции 1917 года отмечать его перестали. Почти восемь десятилетий спустя, праздник был возрождён. 15 июля 1996 года Главнокомандующий Военно-Морским Флотом России адмирал флота Ф.Н. Громов подписал приказ № 253, в котором предписывалось отмечать «День моряка-подводника» ежегодно, 19 марта. Добавлю, что именно мне (я в тот момент исполнял обязанности начальника пресс-службы ВМФ РФ) выпала высокая честь довести приказ ГК ВМФ до средств СМИ и российской общественности и ничего, что хоть каким-то краем касалось Украины, я просто не припомню.

Теперь вполне законный вопрос: какое отношение имеет указ российского императора и приказ главкома ВМФ России к Украине! Ответ — никакого!





А. Маринеско

А какое отношение имеют к сегодняшней Украине герои-подводники Великой Отечественной войны контр-адмирал герой Советского Союза Н. Лунин и Герой Советского Союза капитан 3 ранга А. Маринеско?  Во-первых, Николай Лунин не является одесситом, т.к. родился в Мариуполе (а это, как говорят в Одессе, две большие разницы), о чем не раз он сам говорил и писал. Факт рождения Н. Лунина в Мариуполе, а не в Одессе, давным-давно подтвержден и историками. При этом во всех анкетах в личном деле Н. Лунин всегда писал в графе «национальность», что он русский. Что же касается украинского языка, то в разделе «какими языками владеет» он его никогда не указывал, так как никогда не знал. Не был украинцем и А. Маринеско, отец которого являлся румыном-эмигрантом. Кстати, Маринеско так же не знал украинского языка.

Степан Карлович Джевецкий, которого на Украине сегодня так натужно пытаются выдать за первого украинского подводника, на самом деле не был украинцем, а являлся польским дворянином, родившемся в подольском городке Кунка, и умершим в далеком Париже. В 1878 году Джевецкий действительно построил одноместную подводную лодку, движимую силой ног человека. Эта подводная лодка-велосипед испытывалась на мелководном одесском рейде. Испытания были безуспешными — когда человек уставал крутить педали, лодка просто тонула. Впоследствии сам Джевецкий вспоминал и о «велосипедной подводной лодке», и об испытаниях с иронией. Одесса не была для него ни родным, ни любимым городом, а лишь недолгим эпизодом долгой и насыщенной событиями жизни.

Зато вторая подводная лодка Джевецкого, построенная в Санкт-Петербурге в 1879 году, вмещала уже четыре человек и имела два гребных винта. Это был уже хоть и примитивный, но уже боевой корабль. Поэтому после испытаний на Неве последовал заказ на изготовление 50 подводных лодок, предназначаемых для обороны приморских крепостей. В 1881 году лодки были построены и распределены по крепостям. В 1885 году в Петербурге Джевецкий создал уже первую в мире подводную лодку с электрическим двигателем, работавшим от аккумулятора, что послужило началом принципиально нового направления в подводном судостроении. В 1907 году, опять же в Петербурге, по проекту Джевецкого была построена подводная лодка «Почтовый» с единым бензиновым двигателем для подводного и надводного хода. Кроме того, первым в России сконструировал механический прибор для автоматической прокладки курса корабля на карте (опять же в Петербурге). Так что если Джевецкий и сделал что-то реальное в подводном кораблестроении, то все это было создано в России, но никак не на Украине. Впрочем, чем больше на Украине сегодня памятников российским деятелям военного дела и науки, тем только лучше.

Х        Х      Х

Если Украина имела сомнительный статус худшей подводной державы в мире, то в отношении организаций подводников, она, наоборот, была впереди планеты всей. Вообще, даже в лучшее время, когда в составе ВМСУ числилась одна небоеготовая подводная лодка, на самой Украине существовало пять (!) конкурирующих между собой организаций ветеранов-подводников: киевская, харьковская и севастопольская. Что касается Одессы, то там действовали сразу две враждующие между собой организации — ассоциация моряков-подводников имени А. Маринеско и объединение ветеранов-подводников имени А. Маринеско во главе со скандально одиозными предводителями Е.С. Лившицем и В.П. Римковичем. Оба, кстати, объявили себя и «известными писателями-маринистами», написав брошюру «Ежик в тумане» о своих склоках на коммунальной одесской кухне.

Между обоими «маринесковцами» долгие годы шла настоящая война за право считаться единственными представителями одесских подводников на международных форумах подводников и праве носить имя А.И. Маринеско. Каждая организация считала, что только она является настоящей, а соперники — сплошные жулики. Скандалы не утихали. Вот перед очередным международным подводницким форумом организаторы рассылают приглашения. Везде все понятно, но в Одессе две организации и обе — имени А. Маринеско. Наивные иностранцы, как правило, полагали, что это одна и та же организация, а потому слали приглашение на один из адресов. В результате следовал очередной скандал. Обиженные прибывали на форум и устраивали там разнос организаторам, что они более «маринесксее», чем их конкуренты.

Ну, как здесь не вспомнить бессмертный роман «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова об извечной одесской конкуренции:

– «Нимфа», туды ее в качель, разве товар дает? – смутно молвил гробовой мастер. – Разве ж она может покупателя удовлетворить? Гроб – он одного лесу сколько требует…

– Чего? – спросил Ипполит Матвеевич.

– Да вот «Нимфа»!.. Их три семейства с одной торговлишки живут. Уже у них и материал не тот, и отделка похуже, и кисть жидкая, туды ее в качель. А я – фирма старая. Основан в 1907 году. У меня гроб, как огурчик, отборный, на любителя…

– Ты что же это, с ума сошел? – кротко спросил Ипполит Матвеевич и двинулся к выходу. – Обалдеешь ты среди своих гробов.

Безенчук предупредительно распахнул дверь, пропустил Ипполита Матвеевича вперед, а сам увязался за ним, дрожа как бы от нетерпения.

– Еще когда «Милости просим» были, тогда верно. Против ихнего глазету ни одна фирма, даже в самой Твери, выстоять не могла, туды ее в качель. А теперь, прямо скажу, – лучше моего товару нет. И не ищите даже».

Помимо разборок между собой, одесские «маринесковцы» регулярно донимали и мировое сообщество ветеранов подплава и своими неординарными выходками. По отзывам моих товарищей, участников всех международных конгрессов моряков-подводников, именно одесские делегации (их почти всегда было две) не только прилюдно чисто по одесски скандалили между собой, но и шокировали иностранцев своим поведением. Только их представители могли без всякой очереди беспардонно взобраться на трибуну и начать рассказывать собравшимся байки о своем героическом боевом пути и поднимать бредовые пошлые тосты на банкетах. Только они могли вручать от имени А. Маринеско американцам, англичанам и немцам… православные иконы! А во время международного форума подводников в Одессе привезти немцев к памятнику А. Маринеско и чуть ли не силой пытаться заставить их участвовать в поминальном митинге. Тогда, правда, толерантные немцы, показали характер и из автобуса не вышли, за что были подвергнуты обструкции со стороны одесских активистов. Поэтому одесских ветеранов-подводников, вернее группу лиц известной национальности, которые их всегда и везде представляли, откровенно не уважали. При этом все иностранные подводники искренне недоумевали, откуда взялось столько ветеранских «подводницких организаций» в государстве, которое никогда в истории не имела собственного подводного флота и почему все они так агрессивно активны? Объяснить же наивным немцам, грекам и бразильцам все перипетии одесского менталитета было просто невозможно.

В конце концов, одесситы своими бесконечными разборками так достали все мировое подводное сообщество, что с ними вообще старались больше не иметь дел. После этого объединение ветеранов-подводников имени А. Маринеско было вынуждено переименовать себя в объединение ветеранов-подводников имени Н. Лунина, чтобы хоть немного отделиться от своего клона. Так что теперь в Одессе уже две организации моряков-подводников, носящие имена разных героев.

Разумеется, что и в ассоциации имени А. Маринеско и в объединении имени Н. Лунина есть настоящие советские ветераны, преданные идеалам Советского Союза и братству народов бывшего СССР, высокопорядочные и достойные люди. Однако в семье не без урода. Так глава ассоциации подводников-ветеранов капитан 2 ранга в отставке Е. Лившиц (сегодня он именует себя уже капитаном 1 ранга) занял сегодня откровенно профашистскую позицию. Выступая на встрече вернувшихся из зоны АТО карателей, он публично заявил, что «со слезами счастья видит этих бравых воинов», которые храбро дрались с мерзкими пророссийскими сепаратистами за любимую бандеровскую Украину. Аналогичную речь он произнес и на митинге в честь открытия памятной доски погибшим карателям ВМСУ.

Не так давно молодой украинский поэт Олег Шкуропацкий написал стихотворение «Подводная лодка в степях Украины», и хотя само стихотворение далеко от совершенства, оно очень верно отражает, как судьбу несчастного «великого пидвидного човна» «Запоріжже», так и судьбу самой Украины:

Подводная лодка в степях Украины

уходит под чёрную воду земли,

уходит под пласт образованной глины,

под слой прошлогодней культуры,

под слой позапрошлой любви.

Подлодке ползёт корневая система

навстречу, стучат трипольские черепки

о борт. Постепенно подлодка уходит в вену,

под кожу Отчизны, в гнилой материк.

Подводная лодка  в свободном полёте

непринуждённо таранит за слоем слой -

единственная лодка в украинском флоте.

Кисельно-молочные вены текут под корой.

Она — подлодка внутримышечных инъекций -

погружается вглубь исторических глин.

О чем Украина страдает — никто не ответит -

и как она выглядит там глубоко, изнутри?

Подводная лодка открывает кингстоны,

погружается в прошлое, уходит под жизнь.

Немецкие ржавые каски и гильзы патронов

встречают её. Подлодка, как шприц.

Подлодка уходит в кору головного мозга,

трепанирует череп корабельным винтом.

Солдаты Вермахта глотают залпом воздух,

накинув вместо формы походный чернозём…

…Подлодка уходит в глубину подсознанья

всех украинцев — черепная коробка трещит.

Расходятся по швам земные полушарья,

наотмашь бьёт хвостом континентальный кит.





Подводная лодка-мишень СС-310

Впрочем, Киеву отчаиваться еще рано, ведь на Украине осталась еще одна подводная лодка, в буквальном смысле затерявшаяся в степях Украины. Это полузатопленная бывшая подводная лодка-мишень СС-310, которая какой год уже ржавеет у причала Херсонского судостроительного завода. В 1997 году СС-310 исключили из состава флота и поставили на отстой. В 1999 году моряки-ветераны Украины имели намерение сделать в Киеве музей, среди экспонатов которого была бы и подводная лодка. На запрос Украины в октябре 1999 г. председатель Совета министров РФ В. Путин подписал распоряжение о бесплатной (ведь братья!) передаче в дар Украине выведенной из боевого состава подводной лодки СС-310 для организации военно-морского музея. Президент Украины поручил кабинету министров Украины принять меры по созданию военно-морского музея, обеспечению транспортировки и ремонта полученной от России подводной лодки. В конце концов, приняли решение о бесплатной её передаче Киевскому международному благотворительному фонду «Славутич». На лодке предполагалось разместить масштабную экспозицию, посвященную развитию и достижениям… казацкого флота в Украине. В 2000 году лодку отбуксировали из Севастополя в Херсон на Херсонский судостроительный завод для временной стоянки. Стоимость работ должна была составить порядка 100 тысяч долларов США, но деньги как всегда разворовали и о музее благополучно забыли. Скорее всего, никто так никогда уже не увидит масштабную экспозицию, посвященную истории и достижениям казацкого флота! А может плюнуть украинцам на несбыточный казацкий музей, и восстановить старую субмарину, этакую «Запоріжже -2″. И как знать, может быть свершиться великое чудо и Украина именно после этого начнет стремительно становиться великой морской державой. Вы еще верите в украинские чудеса? Я уже нет!



В. Коваленко. Запорожцы в Царьграде

via

Tags: Бог Нептун не любит Украину, Украина, литература, сало уронили!, уже история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments